| 
 Среди положительных тенденций были выделены: увеличение объемов рынка, рост 
интереса к консалтингу со стороны промышленных предприятий, возрастание спроса 
на услуги консалтинга со стороны предприятий среднего бизнеса, увеличение числа 
постоянных заказов и понимание, что клиентам самим не под силу реализовать все 
их идеи, Фирмы и организации стали не только осознавать важность и необходимость 
сотрудничества с консалтинговыми компаниями, но начали разбираться в их 
конкурентных преимуществах. Отличать зерна от плевел. Выросло количество и 
заметно улучшилось качество предоставляемых услуг. Заказчики стали более 
ориентированы на получение комплексных услуг. Причем с учетом внедрения. Вырос 
спрос на консалтинг «по-российски». Это значит, немного рушащий привычные и 
устоявшиеся рамки и барьеры, но очень трудолюбивый. В котором сочетается 
энтузиазм, удаль, практическая сметка и высокая ответственность за результат 
своей работы. Появились уникальные отечественные консалтинговые технологии, 
методы, подходы, ноу-хау и т. п. Возросла вероятность создания в ближайшее время 
общероссийского единого классификатора бизнес-услуг. Но не везде все так гладко. 
К отрицательным тенденциям респонденты со всех просторов России отнесли: 
несовершенную и запутанную систему классификации услуг при определении их 
стоимости. Отсутствие тарифов. Присутствие фактов несвоевременной, порой, оплаты 
выполненных работ. Отсутствие нормативно-законодательной базы по регулированию 
консалтинговой деятельности. Как на федеральном уровне, так и на уровне всех 
субъектов федерации. Низкий корпоративный уровень отдельных клиентов, отсутствие 
информационной культуры. Бизнес-консультантов тревожит большое число 
непрофессионалов, дилетантов и самоучек в их среде. А также, недобросовестная 
конкуренция, проблема преемственности, отсутствие единой качественной и 
доступной системы подготовки и переподготовки специалистов по российским 
образовательным стандартам с итоговой сертификацией, сокращение кадрового 
потенциала, недостаточно «раскрученное» понятие миссии консалтинга в России.  
Исследование показало, что на федеральном уровне российский консалтинг сейчас 
представляет собой разобщенные и раздробленные по разным фокус-группам структуры 
и структурки. Исключение составляют мощные интеграционные процессы, происходящие 
в отдельных федеральных округах. В масштабах же всей России нет единого 
организационно-методического центра, способного вести грамотную и планомерную 
подготовку и переподготовку кадров с выдачей российских сертификатов. Полностью 
отсутствует государственная поддержка и финансово-материальная база. В основном 
консалтинг держится на интеллектуальном потенциале энтузиастов-одиночек. И то до 
той поры, пока есть свободные финансы. Именно поэтому, единственный 
профессиональный журнал «Консалтинг» тихо скончался на третьем номере, не 
приходя за три последние года в сознание. От выставок «Консалтинг», где 
консультанты демонстрировали свои возможности и формировали пакеты заказов на 
годы вперед, остались одни лишь добрые, хорошие и теплые воспоминания. 
Некоторыми господами-теоретиками, с подачи западных координаторов, делаются 
спонтанные бесплодные попытки объединить пяток-другой единомышленников и создать 
подобие саморегулируемого (без единого нормативно-правового акта!) объединения. 
Цель – всех «просертифицировать» на иноземный манер. Но пока за десятилетие этой 
пассивно-агрессивной деятельности ни одно из них так и не прошло регистрацию в 
соответствующих юридических инстанциях на государственном уровне. Сегодня в 
Российской Федерации не существует ни одного юридически оформленного, 
зарегистрированного и аккредитованного профессионального саморегулируемого 
объединения консультантов. Вот на этом фоне и происходит «динамичное» развитие 
рынка, «становление молодых кадров, взращивание интереса к профессии, 
формирование клиентского поля».   |