| 
     При описании и проектировании бизнес-систем применяется так называемый 
    процессный подход – описывающий деятельность предприятия не через функции 
    (предметные области деятельности), а через заведомо формализованные процессы 
    деятельности. Под процессами здесь и далее понимается «целенаправленная 
    деятельность, состоящая из последовательности работ по переработке четко 
    определенных ресурсов в четко определенные результаты по заданным 
    регламентам (технологиям), ограниченная во времени и пространстве».  
    Таким образом, мы устанавливаем границы процессов путем описания 
    (формализации) ресурсов и результатов деятельности. Каждое такое описание 
    дает ответ на стандартный при проектировании систем вопрос «4W»: Кто? Что? 
    Где? Как?.  
    При проектировании бизнес-систем мы используем универсальную модель, 
    применимую для описания и формализации деятельности любой бизнес-системы (см. 
    Рис.). 
    Универсальная модель БКГ достаточно логична и описывает основные виды 
    деятельности предприятия, которые могут быть ограничены (то есть для которых 
    определяются границы) с точки зрения результатов их деятельности. При таком 
    подходе выделяются восемь общих, типовых видов (процессов) деятельности:  
    
      - «Выработка согласованных условий деятельности» – все 
  виды деятельности по определению «правил игры» бизнес-системы, то есть 
  стратегическое планирование, политики, регламенты деятельности, в том числе 
  организационная структура компании. Результат деятельности процесса – 
  регламенты системы управления; 
      
 - «Развитие» – все виды деятельности по разработке 
  нового продукта, выработке производственных технологий, в том числе требований 
  системы качества. При определенных обстоятельствах, например для небольших 
  бизнес-систем, этот процесс может сливаться с процессом «выработка 
  согласованных условий деятельности». Результат деятельности – производственные 
  регламенты; 
      
 - «Продажи» – все виды деятельности, связанные с 
  формированием потока обязательств между бизнес-системой и окружающей средой, 
  нацеленных на предоставление последней востребуемых ею ценностей,. Результат 
  процесса – поток обязательств, в общем виде – дебиторская задолженность и 
  планы предприятия; 
      
 - «Производство» – все виды деятельности, связанные с 
  переработкой ресурсов в готовую продукцию в объемах, качестве и количестве, 
  соответствующих требованиям внешней среды. Результат процесса – готовая 
  продукция; 
      
 - «Воспроизводство ресурсов» – все виды деятельности, 
  направленные на получение из внешней среды производственных ресурсов в том 
  количестве и с тем качеством, которые соответствуют требованиям процесса 
  «Производство». Результат – ресурсы (комплектующие, материалы, информация и т. 
  д.) в производстве; 
      
 - «Воспроизводство механизмов» – все виды деятельности, 
  направленные на обеспечение бизнес-системы основными средствами и 
  оборудованием, количественно и качественно соответствующих требованиям 
  производства востребуемой внешней средой ценности. Основной результат процесса 
  – работоспособные основные средства в эксплуатации; 
      
 - «Расчеты» – все виды деятельности, связанные с 
  обменом готовой продукции на денежные средства, работы с дебиторской и 
  кредиторской задолженностями, распределением денежных средств. Основной 
  результат процесса – чистый денежный поток; 
      
 - «Воспроизводство компетенций» – все виды деятельности, связанные с 
    обеспечением бизнес-системы необходимыми компетенциями (знаниями, опытом, 
    умениями) и их носителями (персоналом). Основной результат процесса – 
    персонал, обладающий необходимым уровнем компетенций. 
 
     
    Несомненно, модель достаточно идеалистична. Но ее главная характерная 
    особенность – универсальность, применимость к любой бизнес-системе.   |